КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Спрос и величина спроса

SA.528

Разделение в западной экономической науке изменений спроса на изменение его величины и изменение самого спроса, его характера, имеет под собой объективное основание. Но обосновывается оно в экономиксе неправильно. Трактуется неверно. Вследствие неправильного понимания аргументов спроса.

Под изменением величины спроса они понимают изменение спроса в зависимости от изменений цены, а под изменением спроса вообще понимают изменение спроса по неценовым детерминантам. За которыми, на самом-то деле, скрываются изменения величины спроса под воздействием другого его аргумента – предложения денег. Поэтому смещение «кривой спроса» является таким же изменением его величины, как и движение вверх-вниз по этой кривой. Имеющей, кстати, вполне конкретное название – гипербола.

Величина спроса изменяется и при изменении цены, и при изменении количества покупателей, их предпочтений и других факторов. От которых зависит изменение второго аргумента спроса – ПД. Другое дело, что спрос может изменяться не только по величине. Он может изменяться и по своему характеру, по виду, качеству. То есть, есть спрос на данный товар и есть спросы на другие товары. Качественно иные спросы. Хотя в общем виде они есть одно и то же – спрос вообще. Когда же речь идет об изменение спроса под воздействием изменений цены и предложения денег, то разделение этих изменений на два вида бессмысленно, наивно и смешно.

И в подтверждение сказанного – цитата по теме из учебника Макконнелла и Брю:

«Понятие «изменение спроса» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Мы уже отмечали, изменение спроса выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Это происходит потому, что намерения потребителей относительно покупки продукта изменились. Причиной тому стало изменение одной или более детерминант спроса. Напомним, что понятие «спрос» можно выразить в виде шкалы или кривой, поэтому «изменение спроса» должно означать, что вся шкала изменилась или кривая целиком изменила свое положение.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на неизменной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена - количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта»*.

Удивительные рассуждения!!! Как будто смещение линии графика есть не такое же изменение величины функции, как и движение по этой линии! Поражает еще и то, что наши многочисленные экономисты переносят их без всяких сомнений в свои учебники по экономической теории**!

____________________

* См. http://yax.su/finlab/ir103/21/index.shtml .

** Пример: Экономическая теория. В.И. Видяпин. – 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 132.


Антон Совет


Читайте также:


Адрес заметки: http://www.finansy.ru/b/post_1320766800.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. Все поля формы обязательны для заполнения.
2. Email в комментарии не будет опубликован.
3. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
4. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: