КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ
РТС. Понятие и формулы спроса
О величине спроса нельзя сказать ничего определенного, пока
неизвестна, хотя бы предположительно,
Из рыночного опыта известно, что спрос на данный товар будет тем больше, чем меньше цена на него. И наоборот: спрос будет меньше, если цена будет высокой. Из сказанного следует заключить, что между спросом и ценой существует обратная зависимость. И не просто обратная, а именно обратно пропорциональная. Потому что все другие факторы, влияющие на спрос, приняты в данном рассуждении неизменными, и в этом случае спрос будет целиком и полностью определяться только и только изменениями величины цены. Поэтому предварительно формулу спроса на товар (СнаТ) можно записать в следующем виде:
СнаТ = 1/ЦТ.
Однако, из того же рыночного опыта известно, что спрос на товар
зависит не только от цены товара, но и от того
СнаТ = k*ПД,
где k есть некоторый коэффициент, учитывающий влияние других факторов на спрос.
Понятно, что и цена товара, и предложение денег действуют одновременно и независимо друг от друга на спрос, поэтому воздействие этих величин на величину спроса нужно объединить в одно целое. И тогда формула спроса предстанет перед нами в таком виде:
СнаТ = ПД/ЦТ.
Разумеется, в формуле фигурируют именно совокупное предложение денег на данный товар (СПД) на данном рынке и в данный период или момент времени и средняя цена единицы товара (СЦТ). И поэтому в полном виде эту зависимость следует изображать так:
СнаТ = СПД/СЦТ.
Но на практике можно использовать упрощенную запись. Не забывая, естественно, о конкретной характеристике величин, входящих в формулу спроса.
Таким образом, спрос на товар можно определить как отношение совокупного предложения денег на данный товар к средней цене единицы товара. Как частное от деления СПД на цену единицы товара. И если принять, что ПД измеряется в рублях (рб), а товар – в штуках (шт), то проверка формулы спроса по единицам измерения будет выглядеть следующим образом:
СнаТ = ПД/ЦТ= рб/(рб/шт) = шт.
Понятно, что здесь количества величин, входящих в формулу, приняты равными единице. И скобки употреблены не для изменения порядка математических действий, а для наглядности. Кроме того, цена товара понимается не абсолютно, как это есть сейчас в современной экономической науке, а относительно. В соответствии с новой – относительной – теорией цены. Иначе, при абсолютном понимании цены, проверка формулы по единицам измерения даст ошибочный результат. Спрос получается безразмерной величиной, что не соответствует действительности:
СнаТ = ПД/ЦТ= рб/рб = ?.
Но величину спроса можно вычислить и через стоимость денег (СД). Представляющей собой отношение количества товара, которое можно купить за единицу денег, к самой этой единице. И формула спроса на товар примет вид:
СнаТ = ПД*СД = рб*(шт/рб) = шт.
То есть, можно сказать, что спрос на товар есть произведение предложения денег на стоимость единицы денег. Поэтому понятие спроса нуждается в другом, более общем определении. Которое бы объединяло в себе обе формулы по вычислению его величины. И такое определение может быть только таким: спрос на товар – это количество товара, которое может быть куплено. Потому что при любом вычислении величины спроса, она представляет собой некоторую гипотетическую, потенциальную вещь. Связанную, прежде всего, с финансовыми возможностями покупающей стороны.
Но возможности покупателей зависят не только от количества денег у них на руках, но и от того соответствия, каковое складывается между товаром и деньгами. И которое мы называем ценой. Именно поэтому «платежеспособный» спрос на товар является функцией двух переменных – предложения денег и цены единицы товара.
В отличие от потенциального спроса на товар фактический спрос на него представляет собой то количество товара, которое на самом деле будет куплено. И определяется он как частное от деления действительного расхода денег (ФРД) на фактическую цену единицы товара (ФЦТ): ФСнаТ = ФРД/ФЦТ.
Антон Совет
Читайте также:
Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:
- 215 N.003. Единицы измерения валютного курса
- 209 Трудовая теория стоимости: насколько ошибочна она?
- 208 Решение парадокса стоимости
- 205 Аккаунт-менеджер: проверка на прочность
- 205 SA.012. Величина валютного курса. Изменения и стабильность
- 201 Антирынок и сущность рынка
- 182 Логика возникновения рыночного обмена
- 182 Как правильно выбрать франшизу микрофинансовой организации?
- 180 РТС. Функция спроса и «закон» спроса
- 178 СТВК: Классификация курсов валют