КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ
N.008. Граница между товарами и деньгами: философский анализ
Вслед предыдущей заметке* можно сказать, что между товарами и деньгами нет резкой, абсолютной границы. Между «чистыми» товарами, товарами в полном смысле этого словами, и настоящими, абсолютными деньгами располагается огромное множество предметов обмена, являющихся и товарами, и деньгами одновременно.
Потому что они обладают свойствами и товаров, и денег. Могут использоваться и как товары, и как деньги. И только привязывая их к конкретному акту обмена, можно сказать, что в данном акте данный предмет обмена используется как деньги. Или он используется как товар.
Такое положение возникает потому, что деньги возникают из товаров, из товаров-вещей. И существует длительный период времени, когда некоторые предметы обмена существуют в двух ипостасях: и товара, и денег. «Чистые» же деньги возникают тогда только, когда отпадает нужда в поддержание главного свойства денег главным же свойством товара. Тогда деньги отрываются от своей натуральной формы и приобретают собственное существование. В виде денег бумажных, электронных и других.
Причиной такого перехода является такое развитие общества, при котором в нем возникают структуры, обеспечивающие функционирование денег, выполнение ими денежных функций и без наличия у носителей денег потребительных качеств.
***
С философской точки зрения процесс выглядит следующим образом. Общее свойство товаров и денег – быть предметами рыночного обмена. Поначалу последнее множество представлено только одним видом – товарами. Обладающими еще и родовым признаком – быть предметом потребления. Ибо только предмет потребления может стать предметом обмена. Никому не нужные вещи в оборот рыночный не попадают. Они, так или иначе, должны удовлетворять какую-то человеческую потребность. Даже если такое качество у них – обман.
Появление денег означает утрату, отмирание у товаров признака «быть предметом потребления натурального». Появляется признак «быть свидетельством обменных возможностей участников обмена». И это признак вытесняет у некоторых предметов признак товарный. Что и означает, что единое сначала множество предметов рыночного обмена разделяется с ходом истории на два подмножества. Исключающих друг друга и объединенных друг с другом в одной семье. Причем, существует область пересечения этих подмножеств. Которую можно считать подмножеством третьим.
Применительно к тем частям множества предметов рыночного обмена, где собрались «чистые» товары и «чистые» деньги действует логика Аристотеля. Ибо по отношению к предметам этих подмножеств всегда однозначно можно сказать: это товар или это деньги. Но по отношению к тому подмножеству, которое находится между двумя первыми, такой однозначности нет. Ибо его члены являются одновременно и товарами, и деньгами. И здесь уже действует логика Гераклита Темного**. Которая позволяет утверждать: данный предмет есть одновременно и товар, и деньги. Ибо он может использоваться и как товар, и как деньги. Потому что обладает качествами и того, и другого. Одновременно.
Например, слиток золота может быть получен в качестве денег. Для дальнейшего обмена. Но его владелец может и передумать. И пустить его на украшения. То есть, непосредственно в самом акте обмена вещь была деньгами, а потом превратилась в обыкновенный товар. Лишь потому, что изменились планы человека.
Или, еще более характерный пример. Владелец золота отдает его за нужный товар как деньги, а владелец товара приобретает золото не как деньги. Уже загодя решив, что будет использовать его на украшения. То есть, с одной стороны обмена данный предмет обмена является деньгами, а для другой стороны он – товар.
__________
* См. http://www.finansy.ru/b/post_1273391500.html
** См. о логиках здесь: http://sovet14.narod.ru/MF/5PT_MF.htm#Примирение
Антон Совет
Читайте также:
Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:
- 214 N.003. Единицы измерения валютного курса
- 211 Трудовая теория стоимости: насколько ошибочна она?
- 206 SA.012. Величина валютного курса. Изменения и стабильность
- 202 Аккаунт-менеджер: проверка на прочность
- 201 Решение парадокса стоимости
- 199 Антирынок и сущность рынка
- 182 Логика возникновения рыночного обмена
- 180 ТЦТ. Второе продолжение: ВИДЫ ЦЕНЫ
- 179 Как правильно выбрать франшизу микрофинансовой организации?
- 178 РТС. Функция спроса и «закон» спроса